ПРИГОТОВЛЕНИЕ
ТОПЛИВНО-ЭМУЛЬСИОННЫХ
СМЕСЕЙ ИЗ НЕФТЕСОДЕРЖАЩИХ ОТХОДОВ
В условиях энергетического кризиса и постоянного роста цен на жидкое
топливо актуальными являются проблемы повышения эффективности сжигания топлива
и расширения топливной базы за счёт использования нефтесодержащих отходов.
Давно известно, что повысить интенсивность и полноту сгорания жидкого
топлива – мазута в топках и уменьшить содержание вредных выбросов (окислов
азота, серы, окиси углерода) в продуктах сгорания можно за счёт эмульгирования
мазута с водой. При подаче топливно- эмульсионной смеси (ТЭС) в топку в факеле
пламени взрываются капельки воды, покрытые плёнкой мазута. Вследствие этого
распыление топлива осуществляется не только в форсунке, но и во всём объёме
факела. В результате происходит резкое увеличение суммарной площади окисления
топлива, устраняется его химический и механический недожог. Чем меньше размеры
капель, тем выше эффективность сгорания топлива в топке. Установлено
оптимальное содержание воды в водомазутных эмульсиях – 8…15%. При этом КПД
котла (печи) возрастает на 4…5%, обеспечивая экономию топлива на 3…4%.
Однако широкого распространения ТЭС пока не получили из-за отсутствия
надёжных технологий и оборудования для приготовления топливных эмульсий.
ТЭС представляет собой обратную эмульсию, в которой жидкое топливо
(например, мазут) представляет собой дисперсионную среду, а измельчённая до
капель размером от 1 до 10 мкм вода является дисперсной фазой. Для стабилизации
эмульсии используются специальные эмульгирующие добавки.
За рубежом для приготовления
эмульсий широко используются коллоидные мельницы, в которых дробление
диспергируемых смесей производится при прохождении их через зазор между
неподвижным статором и вращающимся ротором. Чем меньше зазор между статором и
ротором и больше скорость вращения ротора, тем выше дисперсность смеси.
В НПП «Бистром» (г. Одесса) создана первая отечественная коллоидная
мельница для приготовления битумных эмульсий. На этой мельнице были проведены испытания
по диспергированию обводнённого мазута. В результате испытаний получена
высокодисперсная ТЭС, а выбранные эмульгирующие добавки обеспечили высокую
стабильность системы: срок хранения ТЭС не менее трёх месяцев.
Нефтесодержащие отходы (НСО) образуются при зачистке и промывке
резервуаров, железнодорожных и автомобильных цистерн, танков судов и других
устройств, предназначенных для перевозки и хранения нефтепродуктов. Промывочные
воды вместе с НСО сбрасываются в специальные пруды-отстойники, где за счёт
разности плотностей происходит отделение воды от нефтепродуктов. Такие
отстойники, например, имеются на территории Промывочно-пропарочной станции
Одесской железной дороги.
С помощью отстойников из НСО удаётся удалить только часть воды.
Массовая доля воды в НСО после отстойников колеблется от 20 до 50%. Ошибочно
считали, что отобранная из прудов-отстойников смесь представляет готовую
эмульсию и поэтому её можно использовать в качестве топлива, добавив в неё мазут
для получения оптимального содержания воды. Фактически такая смесь эмульсией не
является из-за наличия в ней крупных капель воды, которые при транспортировке и
хранении смеси ещё более укрупняются, резко ухудшая процесс горения в топке.
Испытания по приготовлению ТЭС из НСО проводились НПП «Бистром» на
специально созданной экспериментальной установке, смонтированной на ППС
Одесской железной дороги.
Для приготовления эмульсии использовали НСО из прудов-отстойников ППС с
содержанием воды до 25%. После подогрева до температуры 90…95°С и смешения с эмульгирующими добавками НСО направляли
в экспериментальную коллоидную мельницу. На выходе из мельницы получена
устойчивая высокодисперсная гомогенная эмульсия, которая не распадается при
транспортировке и длительном хранении
Испытания по сжиганию
приготовленных ТЭС проводились НПП «Бистром» совместно с пусконаладочной
организацией «Технопромсервис» в экспериментальной горелке с соплом диаметром
1,2 мм при следующих параметрах смеси: температура 60…75°С, давление 2,5 кгс/см2 и с предварительно разогретой камерой
сжигания.
Несмотря на большое
содержание воды в ТЭС (24,4%) при сжигании её в экспериментальной горелке
получено устойчивое горение без срыва факела.
Окончательный вывод об
эффективности использования ТЭС из НСО можно сделать после длительного сжигания
их в топке промышленного теплового агрегата (котёл или печь) и снятия полных
теплотехнических и экологических параметров его работы. В настоящее время на
бывшей ППС Одесской железной дороги создаётся опытно-промышленная линия для
приготовления ТЭС из НСО.