ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА НА  ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

С. Н. Смирнов

К сожалению, история не заточила в границах романов и фильмов морское пиратство и терроризм, который в древние времена опустошал прибрежные государства и города, боев с морскими военными эскадрами. Этот вид преступления является причиной нарушения взаимоотношений между странами и приносит материальный и моральный ущерб торговому, пассажирскому, круизному морскому бизнесу и судоходству.

В настоящее время активность террористов на водном транспорте увеличивается, что вынуждает государства направлять корабли ВМС в места активных действий террористов, организовывать противопиратские центры и специальные базы по защите судов от атак террористов.

Вхождение и нахождение государства в Европейской и Мировой системе водного транспорта, будет зависеть от многих факторов, в которых важное значение должно сыграть состояние и система борьбы с терроризмом, в целях безопасности экипажа, пассажиров, грузов, судоходства и т. д. Действующие современные системы безопасности от терроризма на водном транспорте регулируют положительные и отрицательные воздействия на государственные экономические и правовые отношения. В этой ситуации особое значение приобретает решение проблем теории и практики предупреждения терроризма на водном транспорте и предприятиях морехозяйственного комплекса.

1.       УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА НА ФЛОТЕ

Криминологические исследования и анализ терроризма на водном транспорте, проведенный институтом, по направлениям; одни из них;

1.   Среда, формирующая морских террористов.

2.              Преследуемые террористами цели.

3.              Подготовительный этап перед захватом судна.

4.              Применявшаяся техническая оснащенность, вооружение, средств
доставки террористов до атакуемого судна.

5.              Техника захвата судна.

6.              Действия экипажа по отражению нападения пиратов.

7.              Действия пиратов на захваченном судне.


8.      Способ ухода террористов с захваченного судна.

На базе этих и других криминологических исследований терроризма, пиратства на водном транспорте, институт рассматривает судно, как элемент боевой обстановки. С различными судовыми внутренними внешними помещениями, механизмами и многими расположены на судах, каждое из которых по-своему оказывает влияние на действия террористов, членов экипажа, пассажиров, грузов, и т. д.

При разработке технических средств, различных систем предупреждения терроризма на флоте, отражения атак пиратов, террористов, локализация их действий другие различные разработанные мероприятия, направленные на борьбу с терроризмом, конструкция судна рассматривается как важная составная боевой обстановки.

Для разработки технических средств предупреждения терроризма на флоте, важную роль играет прогнозирование различных вариантов действий преступников, один из них: поэтапное передвижение преступников на борт судна. Рассматривая последовательность передвижения преступников на борт судна, прогнозируем варианты этих передвижений, разбивая на этапы и блоки.

 

ПЕРВЫЙ    ЭТАП, (подход к судну)

БЛОК 1. Подход преступника к судну, пришвартованному к причалу, (различные варианты)

А. С морской стороны.

Б. С береговой стороны.

БЛОК 2. Подход пиратов к судну, стоящему на рейде. ( десятки вариантов, включая десантирование с воздуха )

БЛОК 3. Доставка террористов к судну, когда оно на ходу.

ВТОРОЙ ЭТАП, (проникновение преступника на борт судна )

БЛОК 1. Проникновение преступника на борт судна, пришвартованного к причалу.

       А. Проникновение на судно, пришвартованное к причалу, с

морской стороны.

Б. Проникновение на борт судна, с береговой стороны.

(Спрогнозированы десятки вариантов проникновения па борт судна, включая: применение преступником генераторов сверхвысоких частот и использование других технических средств, действие которых направлено на подавление воли человека; психотропные системы в виде газа, порошка, жидкости и т.д. для воздействия на человека; различные экстрасенсорные и другие методы воздействия на волю вахты у трапа и т.д.)


БЛОК 2. Проникновение террористов на борт судна, находящегося  на ходу (спрогнозированы десятки вариантов)

В совершенстве технических средств предупреждения терроризма на флоте, в области различных систем ВУ (взрывных устройств) и вооружения террористов, прогнозируются различные виды доставки вооружения;

1.  Системы доставки вооружения на борт судна.

2.           Варианты крепления ВУ под ватерлинией.

Для применения технических средств, в судовых условиях, в отношении обнаруженных на борту ВУ, исследуются, прогнозируются различные методы обнаружения и обезвреживания систем ВУ (включая детские самоходные игрушки с дистанционным управлением, механизм которой можно использовать для самодельного ВУ, после проноса этой игрушки на борт судна).

В настоящее время, надежней технических средств обнаружения ВУ, является служебная собака, поэтому изучаются, возможности содержания и использования служебных собак в судовых условиях.

Для совершенствования различных технических средств, разрабатываются концепции мер безопасности, препятствующие проникновению преступников на судно:

1.    Подготовительные этапы к проникновению на судно.

2.           Особенности судна. Определение вариантов и способов
проникновения на судно.

3.           Характеристика территории прилегающей к судну, особенностями
которой может воспользоваться преступник для проникновения на судно.

4.           Особенности причалов, естественных и других преград
препятствующих или способствующих проникновению террориста на
судно.

5.           Применение технических средств, препятствующих проникновению
нарушителя на судно.

6.           Привлечение экипажа для препятствования проникновению
нарушителя на судно.

7.           Комплексное использование сил и средств судна и прилежащей
территории исключающие проникновение преступников на судно.

8.           В стадии разработки "Дистанционный терроризм". Судно с
подрывным устройством в море, а подрыв осуществляется за пределами
территории судна (с острова, моста, плавсредства, летательного аппарата и
т.д.)

На базе проведенных исследований, институтом разработаны и разрабатываются внутренние и внешние технические и другие системы препятствующие проникновению террористов на борт судна одни из этих систем:

1.    Козырьковые системы.

2.           Салазковые системы.

Многие рассматриваемые системы включают в себя судовые технические


возможности. Некоторые из этих систем конструируются силами экипажа из судового такелажа в комплексе с судовыми механизмами. Эти системы доступны для судов различного типа и препятствуют проникновению террористов на борт судна.

По результатам исследований терроризма на водном транспорте возникает необходимость закладывать элементы судовых систем безопасности от терроризма с первой закладкой судна.

2.    РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВОПРОСАХ БОРЬБЫ С

ТЕРРОРИЗМОМ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ.

В данной проблеме дифференцируем системы подготовок борьбы с терроризмом на водном транспорте:

1.     Системы подготовки экипажа:

А. командного состава;

Б. рядового состава.

2.           Системы подготовки специалиста от судоходной кампании
курирующей состояние борьбы с терроризмом на объектах данной
кампании (судовые экипажи, порт и другие предприятия компании).

3.           Система подготовки специальных групп сопровождения судов:

А. командира группы;

Б. членов группы сопровождения.

Институтом разрабатываются системы подготовки специальных групп для сопровождения судов, совершенствования служебной деятельности групп сопровождения водного транспорта.

Анализ совершенствования деятельности рассматривает стратегические и тактические направления, сгруппированные в следующие блоки:

1.    Создание и совершенствование специальной, для судовых условий,
учебной базы теоретической и тактической подготовки личного состава
и спецгруппы.

2.           Совершенствование систем подбора кадров и кадровая работа.

3.           Спортивная и боевая подготовка для действий в судовых условиях.

4.           Подготовка к несению службы в судовых условиях.

5.           Поддержание постоянной спортивной формы в отпуске, домашних
условиях. Организация личного времени.

6.           Правильное питание.

7.           Система контроля за личным составом спецгруппы сопровождения
судов.

8.           Влияние судовой среды на специфическую жизнедеятельность
спецгруппы сопровождения судов.

Данные, и другие блоки совершенствования служебной деятельности спецгруппы в судовых условиях направлены па постоянное совершенствование жизнедеятельности, активной долголетней творческой служебной деятельности,


направленной на выполнение задач поставленных перед спецгруппой.

В первый блок включены учебные предметы по морскому пиратству, специальной психологии, оперативной обстановке мореплавания, криминалистике, оперативной тактике, оперативной спецтехнике, взрывному делу.

В устройство судна входят учебные темы:

-  использование судовых помещений и устройств для борьбы с
противником;

-  использование судовых помещений для оперативных мероприятий;

В гидростроение входят темы:

-  характеристика причала, портовых сооружений, как плацдарма для
нападения, проникновения, отражения, защиты и предупреждения,
терроризма.

В первый блок включаем плавание и подводное плавание.

Изучая биологические особенности человека при стрельбе из оружия в судовых условиях, институт разработал новые способы стрельбы из оружия в судовых условиях, и специальные тренажеры.

Предметом изучения является специфика рукопашного боя в судовых условиях. Институт готовит учебный материал для спецгрупп сопровождения. Физическая подготовка, включает специальные комплексы упражнений, способствующие бойцу активно действовать в судовых условиях боя.

В создании учебной базы, не маловажное значение имеют результаты анализа изучения места несения службы и прилегающей к ней территории (район плавания и т.д.) и результаты прогнозирования возможных преступлений и экстремальных ситуаций на судне для разработок мероприятий по их устранению.

3.    ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТЕРРОРИЗМА НА  ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА.

Предприятия водного транспорта - это сложный технический и человеческий конгломерат, который требует к себе внимания специалистов по борьбе на предприятиях водного транспорта, от которых требуется разрабатывать специальные учебно-методические материалы для предприятий водного транспорта.

Организационные мероприятия по борьбе с терроризмом надо начинать, как с проектирования , ремонта, перестройки судна, так и с проектирования предприятий водного транспорта,

Каждый объект предприятия водного транспорта изучается специалистами по борьбе с терроризмом, которые разрабатывают организационные мероприятия, характерные только для данного объекта, характеристика которого подходит к объекту террористического акта. При разработке организационных мероприятий предупреждающих терроризм па предприятиях водного транспорта, необходимо учитывать:

1.    Результаты прогнозирования и моделирования тактики действий
террористов, исключительно для данного объекта;

2.          Поэтапное проникновение на объект:


-    с морской стороны (включая дрессированных морских животных с
подрывными устройствами);

-    по воздуху (включая дрессированных птиц);

-    с суши (включая дрессированных террористами животных);

-    из-под земли (по подземным коммуникациям);

-    тактику проникновения камикадзе на данный объект.

3.   Дистанционный терроризм:

-  заминированные объекты, грузы транспортируются на объект с
дистанционным подрывным устройством.

4.          Террорист из числа персонала объекта, который может
использовать внутренние возможности объекта для совершения
террористического акта.

5.          Разрабатывать отдельные дополнительные мероприятия по
предупреждению терроризма в отношении мест складирования грузов,
подрыв которых может вызвать экологические и другие бедствия.
Отдельный план входит общий план организационных мероприятий
данного объекта.

6.          Проводимые на данном предприятии массовые мероприятия
(памятные и торжественные даты и другие мероприятия с участием
представителей массовой информации, чиновников);

7.          Составлять дополнительные отдельные мероприятия
предупреждения терроризма, если на объекте расположены технические
и другие подразделения осуществляющие безопасность судоходства,
портовые холодильники с аммиаком и т.д.

8.          Пути поступления, прохождения, хранения нужной информации
на данном объекте. Носители информации.

9.          Техническую защиту информации. Целесообразность применения
технической разведки и контрразведки.

4. ЮРИДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

На базе проведенных исследований судна, как транспортного средства, являющееся предметом преступления террористов, показано, что судно беззащитно. Таким образом, па наш взгляд, полная незащищенность судна захваченного террористами будет учитываться в дальнейших разработках статей уголовного законодательства и Конвекции по морскому праву.

 

 

В начало

 

На главную                                                                            E - mail

 

 

Сайт создан в системе uCoz